Быть достойным своего дара. Дух медведя |
31-03-2021 |
– А как вам пришла мысль о создании шаманского общества? Ведь традиционно шаманы одиночки, и раньше встреча шаманов всегда порождала соперничество. – Да, раньше так и было. Но времена изменились, сам тувинский народ изменился. Раньше мы были кочевниками и не вели оседлый образ жизни. А сейчас появились города, села. Шаманы вынуждены приспосабливаться, создавать общества, чтобы не допускать в свои ряды самозванцев, чтобы помогать друг другу. Вот у нас, например, много мужчин-бобылей, они здесь и прием ведут, и живут. – А сколько у вас в обществе шаманов? – Двадцать девять человек. Но они не все здесь, многие сейчас по приглашениям в районах, проводят там обряды. У нас в основном шаманы, которые уже стали известны в своем районе, новичков нет. – А почему ваше общество называется «Дух медведя»? – Медведь – один из самых сильных тотемов. Мой род Адыг-Тюлюш – сыновья большой медведицы. Мы верим, что наш род произошел от медведя. Испокон веков все тувинские шаманы обращаются к духу медведя, когти медведя – очень сильный атрибут. – Что самое сложное в том, чтобы быть шаманом? – Сложно быть достойным своего дара, помочь всем, кто просит. Еще сложность в том, что авторитет шаманов сильно подорван во времена советской власти, когда их объявили сумасшедшими. Хотя доверие и уважение к шаманам все равно сохранилось в нашем народе. И многие слушаются одного слова шамана. Скажешь: не пить водку, и человек пить прекращает. Просто от одного слова шамана. Важно понимать, что безвыходных положений нет. Древние старики говорили, что есть три трудности в жизни человека. Первая – неожиданно река разлилась, вторая – у лошади седло соскользнет, третья – жена изменяет мужу. А больше трудностей в жизни человека нет.
Другие статьи по теме: Религия и тамги
Хомыс
Хакасские частушки
Жанры хакасского фольклора
Религиозная природа рунического письма
Добавить комментарий: |