В 1910 году в долине реки Камышта французы построили фабрику по переработке асбестовых руд, английские предприниматели вошли в состав акционерного общества «Енисейская медь». В Минусинске, селе Усть-Абаканском были открыты отделения американской фирмы «Международная кампания жатвенных машин в России», действовали отделения «Сибирского торгового» и «Русско-азиатского» банков, в которых крупную роль играл иностранный капитал. На ряду с промышленность продолжалось развитие транспорта. На реках Енисей и Абакан появились паровые суда.
В 1935 году, несмотря на большие сложности, было завершено строительство дороги Абакан-Ачинск. Хакасия получила связь со всей страной, а Абакан стал важным транспортным пунктом. Значение административного центра Хакасии стало вновь возрастать. Стальные рельсы дали сильный импульс для его дальнейшего развития. В поселке появились железнодорожные предприятия, транспортные и экспедиционные организации, перевалочные базы. Быстро увеличивалось население. До революции в Усть-Абаканском и на станции Абакан проживало около 1500 человек, в1925 году - 3000, а в 1930 - свыше 10000.
В 30 годы в Абакане значительное развитие получили транспорт и связь. С сентября 1938 года начал действовать новый вид транспорта - авиационный. Был создан авиаотряд Восточно-Сибирского управления воздушного флота, связавший Абакан с Красноярском и отдаленными пунктами области. Областной центр получил устойчивую телеграфную и телефонную связь с Москвой, краевым центром и всеми районами области.
Продолжалось расширение сети учебных заведений. В 1939 году в Абакане создан учительский институт. Его первый набор невелик - всего 123 студента, но это был новый этап и более высокая ступень в подготовке учителей.
В 1939 году в городе открылся театр русской драмы имени М.Ю. Лермонтова, а год спустя стал профессиональным национальным театром. Появился кукольный театр.
Постепенно менялся общий облик Абакана. Улицы со строгой планировкой составляли уже большую часть города. Новые улицы начали формироваться еще в начале тридцатых годов: сначала в районе железнодорожного вокзала, а затем и в других частях города. В середине тридцатых появилась улица Вокзальная, затем - Первая (позже - улица Ленина, теперь Пушкина). По улице Вокзальной были выстроены двухэтажные дома для железнодорожников (сейчас на этом месте сквер привокзальной площади), рядом построили большое одноэтажное здание клуба. Вокруг этих построек и начала складываться новая часть города.