В 1931 году закладывается Пятая улица (позже Октябрьская, затем проспект Ленина).Она была застроена двумя рядами деревянных двухэтажных домов, которые многие десятилетия формировали ее вид, начиная от парка «Орленок» и до улицы 40 лет Октября.
Ровная возвышенность этой части города была недоступна разливам рек. Поэтому район быстро застроился и вскоре представлял собой центр города. Здесь разместились административные здания областного и городского Советов депутатов, банк, школы, больницы, государственные учреждения.
В 30-е годы город застраивался преимущественно от железнодорожного вокзала в сторону аэропорта. При этом соблюдалась прямолинейность планировки. Улицы были сориентированы в направлении север-юг, запад-восток и представляли собой четкую сетку жилых строений. Расположенные параллельными рядами, они мало, чем отличались друг от друга и именовались по номерам - первая, вторая, седьмая... Нумерация их начиналась от железнодорожного вокзала и возрастала в северном направлении. До войны было построено двенадцать таких улиц.
В те же годы силами абаканцев были начаты работы по озеленению Абакана. На месте бывшего озера Игир коль (Кривое озеро) в 1933 году был заложен городской парк (ныне парк «Орленок»). Тогда же были высажены деревья, которые образовали красивый бульвар вдоль проспекта Ленина. В последующий период работы по озеленению стали проводиться ежегодно. К 1940 году «зеленая площадь» составляла 24 гектара.
Таким образом, в первое десятилетие в ранге города Абакан сделал большой скачок. Численность его населения возросла в четыре раза (с десяти тысяч человек в 1931 году до 40 тысяч в 1941 году). Раздвинул он свои границы и по территории. В 1940 году город занимал уже более 20 квадратных километров. Его строения заполнили левобережную часть реки Абакан и быстро продвигались в северном и западном направлениях. Особенностью города того периода была индивидуальная застройка. Четкие квадраты улиц, насыщенных одноэтажными деревянными строениями, редкое вкрапление двух и трехэтажных зданий, гравийное покрытие проезжей части улиц, штакетное ограждение зданий, деревянные тротуары - вот характерная панорама города того периода.