История Экономика География и природа Культура Общая информация Достопримечательности


Характеристики песен

30-09-2018

Что касается других характеристик песен, то можно отметить, что если в старинных хакасских песнях метр, фактически, не существует, так как мелодия следует тексту, то теперь, освобождаясь от метра текста, она становится более ясной. Под влиянием русской песни меняется и ритм. Он становится более четким и ясным. Это облегчает и обеспечивает популярность. Песня распространяется в отличие от старинных, часто не выходящих за пределы одного улуса. Новые песни поются уже как качинцами, так и сагайцами и другими. Это уже общехакасские мелодии.

Влияние русской песенности очевидно и в ладовой организации. Звукоряд хакасских песен был чаще всего мажорным. Минор употреблялся редко, так как он влечет практическое применение самого трудного для нетренированного ужа вводного тона. Постепенно минор все чаще проникает в хакасские песни, но все же «настраивая свой 12-ти струнный чатхан в минорный строй А.В. Янгулов называл этот строй «русским»65.

По мере роста культуры и перехода общества на более высокую ступень, растет и развивается музыкальное мышление. Одним из последних достижений отметим появление многоголосия в новых песнях. Хотя это и не является полифонией в «чистом» виде, но, как и в русской песне, эти голоса становятся подголосками, или используются дублирование основного голоса в терцию. Появление многоголосия в хакасской песне, очевидно, также объясняется влиянием русской народной песни. Это более заметно у тех племен, которые раньше всех соприкоснулись с русской музыкальной культурой.

Итак, можно заключить, что на определенном этапе развития народных культур происходит становление песенного начала , осуществляется смена импровизационного метода новой логикой мышления, более ясной в смысле метра, ритма и лада.

Ко всему вышесказанному по характеристике песенности можно добавить еще одно замечательное наблюдение А. Кенеля: «Любопытной особенностью обладают бельтырские песни, в них не трудно заметить древние звукоподражания пению птиц, крику марала»66, которые первоначально, в шаманских заклинаниях, имели магическое значение. Магическое использование охотничьими племенами зовных интонаций еще не являлось искусством. Вся сфера охотничье-скотоводческих звукоподражаний и возгласов, во-первых, отражала особенности быта хакасов, а, во-вторых, представляла в их хозяйственной деятельности один из способов интонационного освоения действительности.

1 2

Другие статьи по теме:
 Быть достойным своего дара. Дух медведя
 Шаманский обряд
 Хакасские частушки
 Сундук в пещере. Дух медвдея
 Приход письменности в горные моления

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:


Новости:•  Для спасения Преображенского собора в Хакасии создан благотворительный фонд
Сегодня в правительстве республики первый заместитель председателя правительства Хакасии Александр Голышев провел очередное совещание, где обсуждался ход ремонта здания Спасо-Преображенского кафедрального собора.

•  Абаканские депутаты решат вопрос по "кремниевому" референдуму
В пятницу, 13 августа, состоится очередная сессия Абаканского горсовета, на которой депутаты будут решать (в числе прочих) вопрос о проведении референдума по поводу строительства в городе кремниевого завода.

•  Вошли в состав
Депутаты Верховного Совета Хакасии вошли в состав Республиканского Совета Развития при Председателе Правительства региона.

Rambler's Top100