История Экономика География и природа Культура Общая информация Достопримечательности


Характеристики песен

03-03-2018

Эти звукоподражания и возгласы имели большое значение в развитии интонирования, и интонационная практика звукоподражаний была очень богата. Ценная коллекция записей звукоподражаний храниться в Центре по изучению музыкальной культуры Сибири и Дальнего Востока при Новосибирской консерватории. Большая заслуга в собирательстве и исследовании этих материалов принадлежит музыковедам В.Н. Шевцову и Ю.И. Шейкину.

Многочисленные варианты звукоподражаний голосу лошади записаны от представителей кызыльского диалекта. Значительная часть этих звуковых сигналов зафиксирована от Б. В. Кокова, известного в Хакасии мастера-хайджи и исполнителя тахпахов, и запечатлены в материалах ЦИМКС и ДВ, в коллекции №14, 1985 г. (кассета 1, записи 21.50.69).

Интересными с точки зрения используемых выразительных средств являются звукоподражания голосу домашнего козла, записанные от А.И. Павлушова, носителя качинского диалекта национального языка, исполнителя, некогда владевшего искусством эпического сказа. Этот звуковой сигнал, имитирующий крик животного, применялся в период зимней охоты на волков. Исполнитель еще и прокомментировал условия его функционирования: «Иман (дикий козел), находясь в недоступном для волков загоне, мерзнет, начинает кричать, чем привлекает их внимание»67.

В хозяйственном укладе хакасов нашли отражение и звукоподражания голосу барана. Есть несколько вариантов имитации, зафиксированных от Б.В. Кокова68. Среди звукоподражаний важное место в традиционной культуре хакасов занимают подражания маралу, косуле, горному козлу, волку. В интерпретации Кокова зафиксированы варианты голоса волка69, а имитация голосов волчицы и волчат записаны от Павлушова70. Среди звукоподражаний этого типа следует отметить имитации голосов бурундука, кукушки, суслика71, которые хотя и не имеют промысловой функции, но связаны с существующей в культуре системой охотничьих знаний. Все эти и другие охотничье-скотоводчиские звукоподражания выступают в качестве составной части интонационной культуры этноса, чем и определяется их культурологическое значение72. Основой же для изучения этого пласта фольклористики были заметки А. Кенеля об использовании звукоподражаний в припевах бельтырских песен, например73:

1 2

Другие статьи по теме:
 Шаманизм в Хакасии
 Приход письменности в горные моления
 Хакасские юрты
 Чатхан
 Тахпахи

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:


Новости:•  Для спасения Преображенского собора в Хакасии создан благотворительный фонд
Сегодня в правительстве республики первый заместитель председателя правительства Хакасии Александр Голышев провел очередное совещание, где обсуждался ход ремонта здания Спасо-Преображенского кафедрального собора.

•  Абаканские депутаты решат вопрос по "кремниевому" референдуму
В пятницу, 13 августа, состоится очередная сессия Абаканского горсовета, на которой депутаты будут решать (в числе прочих) вопрос о проведении референдума по поводу строительства в городе кремниевого завода.

•  Вошли в состав
Депутаты Верховного Совета Хакасии вошли в состав Республиканского Совета Развития при Председателе Правительства региона.

Rambler's Top100