История Экономика География и природа Культура Общая информация Достопримечательности


Лечебное воздействие шаманов

06-08-2018

В современной исторической литературе вопрос о возможностях шаманского лечения поставлен по-новому, с учетом учений об энергоинформационном пространстве [7]. Так, исследователь Л.П. Гримак [8] утверждает, что вся "психофизиологическая феноменология шаманизма основывается на использовании именно всеобщих биополевых связей в живых системах". Им выделено 2 общих аспекта энергоинформационной активности шамана: 1. воспринимать и распознавать содержание энергоинформационных сигналов; 2. целенаправленное биополевое воздействие на организм человека и иные биосистемы и объекты окружающей среды. Эту же позицию развивает В.И. Харитонова [9]. Она выделяет в лечебной практике наряду с физиотерапевтическим, биоэнергетическое и энергоинформационное воздействие. Эта позиция подтверждается исследователями А.Е. Акимовым, Е.В. Булыгиным, А.А. Савченко [10]. По их данным "все предметы культа, не только предметы искусства и ритуальные принадлежности, но и источники физических излучений, имеющих реальное физическое действие" [11]. Лечебное воздействие следовательно возникало не только вследствие применения возможностей самого шамана, но и благодаря тем ритуальным предметам, которые им использовались. По мнению названных авторов, различные ритуальные предметы порождали разное, избирательное медико-биологическое или психическое воздействие на человека и окружающую среду.

Здесь важно акцентировать внимание на последнем тезисе. Шаман воздействовал комплексно, т.е. энергоинформационному воздействию подвергались все участники мистерий, соответственно возникало то единение, через которое появлялась возможность к сохранению всего социума в рамках обитания.

У алтайских шаманов лечение составляло популярную и фактически наиболее распространенную функцию и обязанность [12]. Руководствовались они при этом двумя концепциями о происхождении болезней. Одна объясняет болезнь вселением в человека вредоносного духа и отражает представления, широко распространенные у многих народов мира. В алтайском шаманизме эта идея фиксируется уже в древнетюркских источниках, например, в древней надписи на камне, обнаруженной в 1981 г. в Горном Алтае Е.А. Окладниковой. В ней говорится о конкретном случае болезни, последовавшей от именуемого аза. У современных алтайцев злой дух, причиняющий болезнь, до сего времени называется аза [13].

Другая концепция болезни связывается с выходом из тела человека его двойника - “души”. Длительное отсутствие двойника объяснялось либо нападением на него злого духа, либо неспособностью вернуться в тело из-за потери ориентировки.


Другие статьи по теме:
 Народный календарь хакасов
 Приход письменности в горные моления
 Хакасские украшения
 Свадебные обычаи
 Первые образцы хакасской музыки

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:


Новости:•  Для спасения Преображенского собора в Хакасии создан благотворительный фонд
Сегодня в правительстве республики первый заместитель председателя правительства Хакасии Александр Голышев провел очередное совещание, где обсуждался ход ремонта здания Спасо-Преображенского кафедрального собора.

•  Абаканские депутаты решат вопрос по "кремниевому" референдуму
В пятницу, 13 августа, состоится очередная сессия Абаканского горсовета, на которой депутаты будут решать (в числе прочих) вопрос о проведении референдума по поводу строительства в городе кремниевого завода.

•  Вошли в состав
Депутаты Верховного Совета Хакасии вошли в состав Республиканского Совета Развития при Председателе Правительства региона.

Rambler's Top100