Во всех случаях заболевания диагноз ставил шаман при помощи своих духов-помощников. Болезни, вызванные уходом двойника, были настолько распространены и обычны, что, например, в телеутском шаманском бубне делали специальные углубления в рукоятке, куда шаман прятал пойманного им во время камлания двойника и затем впускал его в больного человека через правое ухо. Выяснив причину и характер болезни, шаман приступал к специальному камланию, целью которого было излечение больного.
Прежде чем охарактеризовать некоторые "лекарские" приемы шамана отметим следующее. Что во время излечения шаман (как впрочем, и колдун, и знахарь) никогда не принимал на себя чужую болезнь или боль. Исследования как российских, так и западных исследователей показывают, что только неопытные шаманы-лекари используют подобную практику. Если принять энергоинформационное учение, то принятие чужой боли ведет к серьезным поражениям энергоинформационной структуры. Вряд ли шаман-проводник вековой традиции и практики принимал на себя даже "символ боли" [14].
Культовые действия, которые совершал шаман, и результаты, которых он добивался, осуществлялись его духами, призываемыми в начале каждого камлания. Одни из них сообщали причины болезни человека, позвавшего кама для лечения, указывали, где найти потерявшуюся "душу", если болезнь была вызвана уходом двойника заболевшего; другие помогали каму ориентироваться и передвигаться во время камлания; третьи охраняли его от злых духов.
У каждого шамана имелись свои духи, причем, неоднородные по составу. Они делились на ряд категорий. Л.П. Потапов называет две категории - покровители и помощники. Покровителями выступали персонифицированные божества и духи высокого ранга (Ульгень, божество огня, хозяева гор и т.п.). Духи-помощники делились на два разряда: предки шамана и служебные духи.
Н.А. Алексеев отмечает, что основными помощниками шаманов южных алтайцев при камлании считался дух Дьайык. Его послал Ульгень - глава божеств Верховного Мира - на землю охранять людей от всего злого и худого и давать всему жизнь. Во время камлания шаману помогал и дух Суйла, почитавшийся земным страхом человека [15]. Газета "Ойротский край" в 1927 г., описывая камлание, рассказывала, что во время мистерии шаман мог вызвать от 9 до 14 духов-врачевателей. Так, Башка-тегри ведал болезнями суставов, Кажук-тошнотой и давлением под "ложечкой", Узун-Керемис ведал человеческой поясницей, Учучутхан-врачеватель уха, горла и носа [16].
Накануне камлания шаман мог измерять температуру, пульс больного, а затем применять траво-физиолечение и даже уринотерапию [17].