История Экономика География и природа Культура Общая информация Достопримечательности


Лечебное воздействие шаманов

03-10-2018

Имеющиеся материалы и публикации позволяют восстановить картину лечебного камлания [18].

Камлание у телеутов, описанное А.В. Анохиным, начиналось с угощения духов-покровителей семьи больного. У кумандинцев существовало поверье, как сделать, чтобы злые сверхъестественные существа не трогали людей. Нужно было приносить в жертву домашних животных. С этой же целью совершалось кропление брагой из ячменя или муки. Такой брагой шаман "угощал" духов, вызвавших болезнь, требуя вернуть душу человека. Если кам шаманил над больной женщиной, то он подносил главному духу подземного мира Эрлику семь чашек с брагой, а если над мужчиной, то - девять. После угощения шаман обращался с молением к Эрлику [19].

Ведя переговоры с Эрликом, не смущаясь, выдвигал перед ним почти ультимативные требования: "Эта моя жертва пусть вам вручится, Голова моя да здравствует! Назад оглядываясь, не вынуждайте слово словить. Всегда давайте вашу милость. Отцу моему Эрлику кланяюсь. Если три года проживу в покое, Еще жертва ваша пусть дойдет (до вас)".

Затем шаман призывал личных покровителей и "отправлялся" в нижний мир. В путешествии ему помогали духи, в которых превратились умершие родственники шамана, духи-хозяева бубна и шапки, Дьай учи и Суйла, а также сыновья Эрлика. На пути к Эрлику шаман проходил через семь препятствий, где его "ждали" "черные яры, через которые не проходил голос, кишащие черные лягушки, кишащие черные живоглоты, рычащие черные медведи, кипящее черное озеро, кипящий черный ад, место где девять быков ведут бой между собой и т.п." [20].

После последнего препятствия шаман прибывал к Эрлик-хану и вел с ним переговоры. "Возвратившись" в аил, где проводился обряд, шаман принимал поданную хозяином трубку и отвечал на вопросы о результатах камлания. Затем он обращался к духам - помощникам и благодарил их. В начале или конце камлания, обращаясь к Верховным божествам, шаманы молили о здравии и покое: "Этот кругом находившийся юрт пусть будет спокоен! Окруженный юрт мой пусть будет с удобством. Эти данники - люди твои - пусть живут хорошо! Эти дети пусть живут в покое и удобстве!" [21].


Другие статьи по теме:
 Религия и тамги
 Формирование и развитие Хакасской музыкальной культуры
 Характеристики песен
 Чатхан
 Рождение енисейских эпитафий

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:


Новости:•  Для спасения Преображенского собора в Хакасии создан благотворительный фонд
Сегодня в правительстве республики первый заместитель председателя правительства Хакасии Александр Голышев провел очередное совещание, где обсуждался ход ремонта здания Спасо-Преображенского кафедрального собора.

•  Абаканские депутаты решат вопрос по "кремниевому" референдуму
В пятницу, 13 августа, состоится очередная сессия Абаканского горсовета, на которой депутаты будут решать (в числе прочих) вопрос о проведении референдума по поводу строительства в городе кремниевого завода.

•  Вошли в состав
Депутаты Верховного Совета Хакасии вошли в состав Республиканского Совета Развития при Председателе Правительства региона.

Rambler's Top100