История Экономика География и природа Культура Общая информация Достопримечательности


Лечебное воздействие шаманов

06-12-2018

На берегу Телецкого озера Гельмерсен [22] был свидетелем лечения одного из захворавших спутников-телеутов. По убеждению туземцев, злые духи проникли в него и причиняли боль и страх. Приступая к врачеванию больного, кам несколько веток [23], положил на пучек раскаленный уголь и стал махать им над пациентом. Постепенно издаваемые им звуки стали казаться для непосвященных не просто набором бессвязностей, а пением. Кам производил определенные движения телом, произносил заклинания, вздыхал. Вся процедура длилась около пятнадцати минут, после чего кам положил веточки возле больного, а сам сел на свое место и спокойно закурил трубку. Результатом лечения по оценке Гельмерсена стало выздоровление.

П. Головачев в работе "Сибирь. Природа. Люди. Жизнь" (1902) описывает лечебное камлание. "В трудные минуты жизни они призывают шамана... Шаманские обряды на Алтае проводятся иногда целую ночь. Тогда аил ярко освещается пламенем костров, вокруг которых усаживаются алтайские старухи в красных шушунах (род короткой кофты) с трубками в зубах, как молчаливые статуи. Обреченные животные стоят около юрт. Шаман в своем странном костюме с развевающимися перьями выбегает из юрты, бьет в бубен и делает предсказания. Больной, если камлание происходит для его исцеления, лежит тут же на войлоке. При ярком пламени костров сумрачные окрестные горы как бы выступают вперед и надвигаются на аил" [24].

Интересно описание лечебного камлания, данное исследователем В.П. Дьяконовой по результатам экспедиции в Улаганский район (1976) [25].

У теленгитов первое камлание молодой шаман совершал с камом-наставником. Оно было посвящено ознакомлению новичка с дорогой к Эрлику. У Эрлика молодой кам получал своего помощника Караша, а через Караша шаману вручалась байры, которая являлась его камчой (плетью). Караш-тос-илу, байры-помощники теленгитских шаманов. Караш, как главный помощник, помогал шаману в возвращении души человека. Теленгиты в случае болезни всегда обращались к каму, ибо источником недугов считали действия кормосов, которые постоянно ловят души людей. При заболеваниях, как правило, больной сам ехал к каму или привозил с собою мончо (ленту), которую привязывали к перекладине бубна и брызгал молоком в сторону бубна. Во время сеанса камлания над больным за сунезин (илу jула) [26] шаман отправляется не сам, а посылает своих помощников, и, прежде всего Караша. О возвращении сунези узнавалось по узлу, который, якобы, сам завязывался на мончо.

Часто во время камлания шаман не только обращался к духам-помощникам, но и непосредственно к духу-болезни.


Другие статьи по теме:
 Национальный костюм
 Жанры хакасского фольклора
 Хакасские юрты
 Традиционные представления хакасов о злых духах айна
 Быть достойным своего дара. Дух медведя

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:


Новости:•  Для спасения Преображенского собора в Хакасии создан благотворительный фонд
Сегодня в правительстве республики первый заместитель председателя правительства Хакасии Александр Голышев провел очередное совещание, где обсуждался ход ремонта здания Спасо-Преображенского кафедрального собора.

•  Абаканские депутаты решат вопрос по "кремниевому" референдуму
В пятницу, 13 августа, состоится очередная сессия Абаканского горсовета, на которой депутаты будут решать (в числе прочих) вопрос о проведении референдума по поводу строительства в городе кремниевого завода.

•  Вошли в состав
Депутаты Верховного Совета Хакасии вошли в состав Республиканского Совета Развития при Председателе Правительства региона.

Rambler's Top100