Кроме этого, анализ лечебных камланий позволяет отметить несколько моментов.
Первое. Камлание четко нормировано и регламентировано. Это говорит о его органической вписанности в культуру, повседневную жизнь. Именно такое положение еще более усиливало роль шамана как врачевателя. Он был целителем, безусловно. Как врач в белом халате в современной медицинской практике. Целительными в шаманстве являлись не только действия по отношению к больному (измерение пульса, температуры, траволечение и т.п.), но и сам ритуал, вид шамана. Человек, видя, что кто-то борется за его жизнь, здоровье, и сам мобилизовывался, был "готов выздороветь".
Второе. "Специализация" духов помощников шамана разнообразна. Болезни глаз, уха, горла, носа, внутренние, кожные и др. разделены между разными "помощниками". Это доказывает, что алтайцы знали и понимали различия болезней. А это знание требовало и различного воздействия, особого вмешательства. Можно предположить, что если было знание о болезни, то был и способ борьбы с ней, способ лечения.
Третье. Шаманы занимались лечебной практикой с древнейших времен. За тысячелетия ими накоплено и реальное знание о болезнях, и способы их лечении. Ведь, если народ в быту использовал травы, минералы, воду и т.п., то шаман не мог оказаться вне этого знания.
Четвертое. В современной литературе много говорится о воздействии, словом при лечении. Шаманские обращения, бормотание, пение, подражание голосам зверей и птиц - это тоже своеобразное словесное влияние на присутствующих и больного. ("Как слово наше отзовется"). Не преувеличивая медицинских возможностей шамана, отметим, что в рамках традиционной культуры им решались основные проблемы здоровья алтайцев.
Таким образом, традиционная культура во многом обеспечивала надежную защиту от внешнего природного влияния, способствовала устойчивости этноса.