История Экономика География и природа Культура Общая информация Достопримечательности


Промыслы и ремесла

02-06-2018

Промысел кедрового ореха в хозяйстве всегда имел существенное значение. Промышляли хакасы артелью - «аргыс», состоявшей от двух до шести человек, иногда больше. Продукты питания доставлялись осенью и весной на лошадях, а зимой - на охотничьих нартах. Промысловики жили в балаганах. В одном шалаше проживали от четырех до шести таёжников. Они во время промысла надевали холщовые рубахи из крапивного или конопляного холста.

Осенью орех добывали тремя способами: залезанием на кедр, сбиванием кедровых шишек с помощью колота и собиранием паданки. Зимой также занимались промыслом ореха. Для этого уходили в тайгу на одну-две недели. Добытчики, также как и осенью, залезали на кедр и сбивали шишки. Вывозили кедровый орех на нартах. Весной промысловики собирали только паданку, так как осенью впоследствии сильного ветра и снегопада кедровые шишки попадали под снег и лежали там до весны. Кедровые шишки обрабатывали деревянными терками с зазубринами - «паспах». На одно хозяйство добывали от 150 кг до 700 кг орех, т.е. от 5 до 20 мешков чистого ореха.

Бортничеством занимались мужчины летом, когда пчелы собирали мед. Разыскивали пчелиные дупла с помощью солонца для пчел - «марачы». В качестве солонца служила береста (шириной около 20 см, длиной 30 см). На нее клали мох, пропитанный мочой, запах которой привлекал пчел. Таёжник клал солонец на открытой поляне или возле ручейка и наблюдал за ним. Пчела садилась на солонец и, насытившись солью, улетала в улей. Промысловик, наблюдая за пчелой, определял место нахождения дупла и помечал дерево с дуплом тамгой. После чего дерево с дуплом помечалось тамгой. Осенью на это место он приезжал с близкими родственниками. С одного пчелиного дупла добывали от трех до 10 пудов таежного меда.

Собирательством занимались женщины и дети. Из съедобных кореньев выкапывали и собирали: сарану, кандык, гусиные лапчатки, хлебенок и черемшу. Из ягод: чернику, бруснику, плоды боярышника, черемуху и др. Сарану и кандык выкапывали корнекопалкой «озоп». Это орудие представляло изогнутую палку, на конце которой насаживалось железное лопатообразное основание. Добыча кандыка начиналось в мае. На одно хозяйство заготавливали до трех мешков свежего кандыка. Выкопанные коренья мыли, нанизывали в связки и сушили. Сажень сушеного кандыка продавали за одну овцу. В июне женщины выкапывали сарану. В день добывали до двух-трех ведер коренья. Эти корни также мыли и сушили на солнце, разложив на аатыс - маты (приспособления, сделанные из ивовых прутьев). Сушеные корни сараны и кандыка клали в суп вместо крупы, мололи в ручных мельницах. Из полученной муки варили кашу. Некоторые варили в свежем виде. Из этих же кореньев пекли лепешки, готовили полуфабрикат - «угба». Из него варили супы или готовили кашу. Другие съедобные коренья хлебенки, гусиные лапчатки выкапывали с помощью «чухчаса». Чухчас представлял собой заостренную палку длиной 30-40 см, диаметром 3 см. Выкопанные коренья ели в свежем виде или пекли в золе, варили супы и употребляли вместо приправ.


Другие статьи по теме:
 Хакасские украшения
 Чатхан
 Формирование и развитие Хакасской музыкальной культуры
 Хомыс
 Шаманский обряд

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:


Новости:•  Для спасения Преображенского собора в Хакасии создан благотворительный фонд
Сегодня в правительстве республики первый заместитель председателя правительства Хакасии Александр Голышев провел очередное совещание, где обсуждался ход ремонта здания Спасо-Преображенского кафедрального собора.

•  Абаканские депутаты решат вопрос по "кремниевому" референдуму
В пятницу, 13 августа, состоится очередная сессия Абаканского горсовета, на которой депутаты будут решать (в числе прочих) вопрос о проведении референдума по поводу строительства в городе кремниевого завода.

•  Вошли в состав
Депутаты Верховного Совета Хакасии вошли в состав Республиканского Совета Развития при Председателе Правительства региона.

Rambler's Top100