История Экономика География и природа Культура Общая информация Достопримечательности


Религия и тамги

06-04-2018

Позднее рисунков и одновременно с руническими надписями в местах горных поклонений высекались и личные тамги. Надпись ХХ на скале Ялбак-Таш, содержащей, как помним, только молитвенные строки, гласит: jig inig : bedizgali : uz ermis «С тех пор, как вырезал благую тамгу, он стал искусен». Речь идёт о начертании на утёсе личного знака молившегося и о благополучном результате такого обряда. выходит, не только писание на скале было для манихеев Южной Сибири богоугодным делом [Кызласов, 2001, с. 257], так же воспринималось и вырезание личной тамги. Потому тамга и названа в нашей надписи благою. Отныне понятны скопления таких знаков рядом с надписями на почитаемых горах Сулекской или Тепсей в Хакасии и Хая-Бажи в Туве.

Так проясняются причины появления на южносибирских скалах (но не на стелах). Ошибочно расценивать раннесредневековые тамги лишь как символы обладания (вроде клейма или тавра). Изложенное вновь доказывает, что на Саяно-Алтайском нагорье того времени они были персональными отличительными знаками (и только в силу этого — отметками собственности). Теперь очевидно, что тамги на скалах высекались с теми же целями, что и надписи — молившийся отмечал факт своего поклонения святыне. Акт нанесения на скалу личной тамги указывает на манихейское вероисповедание её обладателя.

Одновременность наскальных надписей и тамг в пределах IX-X вв. показана ещё 40 лет назад [Кызласов Л., 1960; 1965], но только теперь можно видеть, что вызванный манихейством обычай не был одной лишь древнехакасской особенностью, а распространялся на все народы Саяно-Алтайского нагорья, входившее в единое государство и исповедовавшее общую религию.

Нельзя думать, что геральдическим знаком как подписью пользовались не способные писать неграмотные люди. Наскальные енисейские надписи, сопровождённые тамгами авторов, сегодня отмечены практически по всему основному ареалу енисейского письма (в Хакасии, в Туве и в Северо-Западной Монголии) и, тем самым, противоречат допущению о необразованности знати, отмечавшей молитвенные обращения к святыне личным знаком [Кызласов, 1998].

Учитывая сказанное, скорее следует предположить, что надписи без тамг оставляли простолюдины и священники. Они не имели возможности отметиться иначе — их общественное положение не позволяло иметь личных гербов, отличавших только знатные семьи и передававшихся по наследству. В отношении Южной Сибири историки до сих пор не имели данных для подобного вывода. Пожалуй, перед нами новые для науки признаки социального расслоения раннесредневекового саяно-алтайского общества.


Другие статьи по теме:
 Первые образцы хакасской музыки
 Национальный костюм
 Хакасские украшения
 Музыкальное творчество
 Шаманский обряд

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:


Новости:•  Для спасения Преображенского собора в Хакасии создан благотворительный фонд
Сегодня в правительстве республики первый заместитель председателя правительства Хакасии Александр Голышев провел очередное совещание, где обсуждался ход ремонта здания Спасо-Преображенского кафедрального собора.

•  Абаканские депутаты решат вопрос по "кремниевому" референдуму
В пятницу, 13 августа, состоится очередная сессия Абаканского горсовета, на которой депутаты будут решать (в числе прочих) вопрос о проведении референдума по поводу строительства в городе кремниевого завода.

•  Вошли в состав
Депутаты Верховного Совета Хакасии вошли в состав Республиканского Совета Развития при Председателе Правительства региона.

Rambler's Top100