История Экономика География и природа Культура Общая информация Достопримечательности


Религиозная природа рунического письма

03-04-2018

Нельзя отрицать ранние факты применения людьми письменности для учёта, т.е. нужд хозяйственных, материальных. Как и нельзя отрицать убеждённости древних обществ в том, что письменность — дар божий, доступный лишь посвящённым, т.е. сфера духовного. В отношении рунологии не всегда осознаётся общеизвестное и потому стоит напомнить, что рождение всякой древней письменности произошло внутри религии.

Азиатские руны долго воспринимались как явление довольно позднее, как сознательное авторское изобретение, недалёкое от VI в.н.э. Но анализ двух фрагментов рунических азбук, найденных в Восточном Туркестане, выявил расхождения современного учёного восприятия и знаний грамотеев раннего средневековья. Строй письма оказался чрезвычайно древним, восходящим к слоговым принципам бронзового века; выявились и главные этапы пройденного им с тех пор пути. Известные сегодня енисейское, орхонское и таласское письмо образуют три самостоятельных ветви, когда-то разошедшиеся от общего ствола [Кызласов, 1994].

Ныне в науке о письменности азиатское руническое письмо стоит рядом с другими историческими, длительно развивавшимися письменностями человечества. Следовательно, общественные законы, познанные наукой в отношении древних этапов становления письменности в целом, вполне могли распространяться и на её столь же древний частный вид — азиатские рунические письмена.

Восхождение проторунического письма к далекой эпохе учетных записей выявляют разновидности древнейших письменных документов и книг тюркских народов. Их облик, как оказалось, хранят каменные столбы енисейских эпитафий. На них высекались не только сами рунические знаки текста, но и внешние особенности тех черновиков, которыми пользовались каменотёсы. Архаичность сибирских протографов IX-X вв. оказалась поразительной. Деревянные стержни или дощечки, иногда связанные в складные листы, к тому времени давным-давно устарели и вышли из употребления во всех областях тюркского письма, кроме ритуального. В ней сохранилась и древнейшая манера размещения текста от нижней строки к верхней (письмо по восходящей лесенке), сложившаяся в забытую эпоху ведения учётных записей на разрозненных дощечках. Судя по общим культурным аналогиям, эта эпоха на Западе и Востоке Азии наступила в бронзовом веке. Сохраняясь как среди енисейских, так и среди орхонских эпитафийных памятников, этот способ письма, тем самым, восходит их общему и древнему прототипу [Кызласов, 1998, № 2].

Былую святость проторунического письма и его применение в замкнутом, узком, жреческом кругу также выявляют енисейские эпитафии. Сохранение древнейшей манеры письма и наиболее архаичных форм письменных документов не случайно отмечено только в наиболее консервативной, насквозь обрядовой области — в поминальном обряде. Вероятно, памятники ранней письменности древних тюркских народов остаются неведомыми науке по двум причинам: не только из-за применения недолговечных материалов, но и из-за ограниченности самой области использования письменности.


Другие статьи по теме:
 Шаманизм в Хакасии
 Манихейская религия и енисейское письмо
 Тахпахи
 Промыслы и ремесла
 Быть достойным своего дара. Дух медведя

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:


Новости:•  Для спасения Преображенского собора в Хакасии создан благотворительный фонд
Сегодня в правительстве республики первый заместитель председателя правительства Хакасии Александр Голышев провел очередное совещание, где обсуждался ход ремонта здания Спасо-Преображенского кафедрального собора.

•  Абаканские депутаты решат вопрос по "кремниевому" референдуму
В пятницу, 13 августа, состоится очередная сессия Абаканского горсовета, на которой депутаты будут решать (в числе прочих) вопрос о проведении референдума по поводу строительства в городе кремниевого завода.

•  Вошли в состав
Депутаты Верховного Совета Хакасии вошли в состав Республиканского Совета Развития при Председателе Правительства региона.

Rambler's Top100