Религиозный индивидуализм и памятники енисейского письма
12-12-2020
Все мировые религии обращаются к отдельно взятому человеку, направлены на индивидуальное осознание и поведение. Манихейство требовало того же. В этом, думается, заключена коренная причина появления письменной формы обрядов, связанных на Енисее с осознанием роли отдельной личности. При всём своеобразии эпитафий (ещё до конца не постигнутом) каждая из них — биография конкретного человека, любая наскальная строка — личная просьба, моление об одном верующем или воззвание к нему, всякая вырезанная тамга — знак собственного обращения к святыне.
Енисейские надписи на стелах и скалах (как и тамги на тех и других) выявляют важнейший поворот в общественном сознании Древнехакасского государства, а с ним и всей Южной Сибири - рост внимания к отдельно взятому человеку. Религиозная, в нашем случае манихейская, природа произошедшего ясна, как несомненно и то, что страна, официально признавшая мировую религию, была уже к этому готова.
Ситуация не была неизменной. Памятники манихейской эпохи показывают дальнейшее развитие идеологической жизни Саяно-Алтая от IX века к XI-му. Породив эпитафийные надписи, новое мировоззрение постепенно влияет на их древнее, по сути языческое содержание, в корень изменяя его. Горестные, но по старинке самодовольные строки дополняются немыслимыми прежде словами о греховности умершего [Кызласов, 1998, с. 143-145]. Возрастающее воздействие манихейства приводит к отмиранию самого обычая водружать памятные стелы. С ним пропадают и эпитафийные надписи. Последние памятники относятся к XI-XII вв.
Влияние религии на руническую орфографию
Социальной сферой не ограничивалось влияния религии на енисейское письмо. Манихейство прямо воздействовало и на само его устроение. Енисейские (и орхонские) надписи подразделяются на три типа орфографии, лишь один из которых отражает классическое руническое правописание. Два других возникают как результат внешнего воздействия на руническое письмо и, строго говоря, нарушают его нормы [Кызласов, 1997].