Религиозный индивидуализм и памятники енисейского письма
10-12-2020
Во-первых, в ряде надписей обозначены обычно опускавшиеся узкие гласные закрытых слогов. Этот тип письма можно назвать полногласным. Кроме енисейских памятников оно широко известно в рунических рукописях на бумаге, найденных в Восточном Туркестане. Написание могло быть порождено единственной знавшей этот принцип письменностью Средней и Центральной Азии того времени — собственно манихейским письмом. Изобретённая пророком Мани, она была сознательно наделена греческими основами полного алфавитного написания. Второй тип орфографии назовем псевдоруническим, ибо он искажал сам принцип рунического письма — размежевание знаков для согласных твёрдых и мягких слогов. Люди, так писавшие, видимо, тоже перенесли на руны личные знания какого-то западного алфавитного письма.
За орфографическим многообразием енисейских надписей скрывается важнейший для осознания культурный феномен: владение раннесредневековыми грамотеями несколькими системами письма одновременно. Несмотря на отсутствие прямых данных, очевиден факт былого распространения в Южной Сибири в эпоху рунического письма одновременных ему различных алфавитных письменных систем западного происхождения. Наиболее вероятна связь их применения с религиозной средой и литературой (прежде всего, но, вероятно, не единственно, — с манихейской).