Оказывается, наши любимые представления о побуждениях древних - полная чушь. На примере наскальной живописи в музее-заповеднике "Казановка" Леонид Еремин, наглядно продемонстрировал, что вести диалог с камнем в древние времена дозволялось не абы кому, а только избранным: например, жрецам или шаманам. И что наносили их не абы где, а в местах обрядов. И совсем не абы что. К примеру, у подножия горы Хазын Хыр, есть более сотни наскальных изображений (всего на территории музея-заповедника поставлено на учет более полутора тысяч наскальных рисунков, самые древние из которых относятся к неолиту, а самые поздние - к XX веку). Хоть петроглифы писаницы выполнены в разное время и в разной технике, "но по содержанию раскрывают одну тему: историю происхождения религиозных представлений на хакасской земле". Другие распространенные темы наскального творчества: изображения предков, духов и родовых знаков, устройство мироздания, обряды, дикие и домашние животные.
"Что двигало древними художниками, когда они наносили свои рисунки на каменные плиты? Зачем нужно было взбираться на скалу и на ней, как на полотне, на высоте около 1000 метров рисовать, скажем, семейство оленей?" - размышляет Леонид Еремин: "Большинство исследователей признают, что наскальные рисунки имели магическое, ритуальное значение. Дело в том, что в тот момент, когда художник наносил на скалу рисунок, внизу проходил какой-то ритуальный обряд. Очевидно, шаман под аккомпанемент бубна нашептывал заклинания, вызывая духов, а жрецы читали молитву
Сам факт присутствия изображении именно на камне объясняется его долговечностью. Камень - это единственное, что неподвластно ходу времени, поэтому ему поверяли люди самое дорогое - свои духовные ценности. Одни народы меняли окружающий мир под себя, другие - себя под окружающий мир. Незначительные детали (наскальные рисунки, каменный или деревянный столб, расчищенная площадка, ленты на ветвях дерева), привнесенные человеческой рукой в окружающий ландшафт, создавали "нерукотворные храмы Сибири".
И только в не такие далекие от нас времена наскальными рисунками стали "баловаться" и простые смертные. "На протяжении многих тысячелетий камень был единственным материалом, обеспечивающим преемственность человеческой духовности. И вот к началу XX века диалог между Человеком и Камнем прекратился", - замечает по этому поводу Леонид Еремин.