История Экономика География и природа Культура Общая информация Достопримечательности


Свадебные обычаи

02-08-2018

Патриархальность обусловила жесткую экзогамию по мужской линии родства - табу - запрет жениться на родственницах своего рода до 15 колена. Считалось, что кровь обновляется за это время. За нарушение запрета несколько столетий назад полагалась смертная казнь. Однако по женской линии таких запретов не было, поскольку женская кровь обновляется быстрее. Напротив, обычное право поощряло дуально-родовой брак - дочь женщины должна вернуться в род своей матери. Существовал также и ряд других предписаний - запретов. Нельзя было заключать в один год брак двум братьям (кроме близнецов), двум родным братьям жениться на двух родных сестрах, младшему жениться раньше старшего и т.д. (Рис. Сваха)

Заключение брака сопровождалось появлением для молодых новых социальных, правовых и имущественных отношений. Калым и приданое («инджи») - это своеобразный залог хороших отношений между родами. Размер приданого немного уступал калыму. Особенностью приданого у народов Центральной Азии было то, что оно продолжало оставаться собственностью жены, но в общем пользовании.

Можно выделить следующие формы браков у хакасов:

1) Сговор «чахсынан алысханы» - брак чести (букв. обмен по- хорошему). При этой форме сватали малолетних детей, которые при достижении совершеннолетия становились супругами.

2) Умыкание (воровство невесты), при котором невеста, как правило, была совершеннолетней.

3) Архаическая форма брака «хысхылых» - дарение розового фламинго. Парень, убивший фламинго, мог сватать любую девушку без выплаты калыма, так как считалось, что в случае отказа птица проклинала эту семью.

4) В целях сохранения имущества в пределах данной семейно-родовой группы брак заключали путем левирата (когда вдова выходила замуж за младшего деверя) и сорората (когда вдовец женился на младшей сестре умершей жены).

5) Брак отработкой.

Основной формой было похищение. Такая свадьба может с успехом стать сценарием для приключенческого фильма. Обычно влюбленные сами договаривались о дне и времени увоза девушки. Парень приезжал обычно в сопровождении крепких друзей, готовых отстоять ценный груз. Это было важно, поскольку сразу после пропажи девушки отец снаряжал погоню из 20-30 парней. Если погоня догоняла похитителей, то дело могло дойти до серьезных столкновений. Но обычно к тому моменту, как пропажа обнаруживалась, жених и невеста были уже в аале его родителей. Когда приезжала погоня, родители жениха выходили навстречу с угощением и говорили приветственную речь, признавая свою вину. Отец невесты узнавал о том, согласна ли дочь выйти замуж за похитителя, после чего речь шла о размере калыма. Полученный калым отец невесты распределял между своими сыновьями и братьями, которые, в свою очередь, должны были внести свою долю в приданое. (Рис. Обрядовое свадебное жилище)


Другие статьи по теме:
 Народный календарь хакасов
 Приход письменности в горные моления
 Хомыс
 Лечебное воздействие шаманов
 Феномен горлового пения

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:


Новости:•  Для спасения Преображенского собора в Хакасии создан благотворительный фонд
Сегодня в правительстве республики первый заместитель председателя правительства Хакасии Александр Голышев провел очередное совещание, где обсуждался ход ремонта здания Спасо-Преображенского кафедрального собора.

•  Абаканские депутаты решат вопрос по "кремниевому" референдуму
В пятницу, 13 августа, состоится очередная сессия Абаканского горсовета, на которой депутаты будут решать (в числе прочих) вопрос о проведении референдума по поводу строительства в городе кремниевого завода.

•  Вошли в состав
Депутаты Верховного Совета Хакасии вошли в состав Республиканского Совета Развития при Председателе Правительства региона.

Rambler's Top100