Традиционные представления хакасов о злых духах айна
27-12-2020
Человек в традиционном обществе осознавал неразрывное единство с природой. Прежде всего, это проявлялось в том, что он связывал свою жизнь с ритмами и силами природы, одухотворял ее. Согласно архаичным представления, вся природа и в целом весь мир, был населен сверхъестественными существами – духами. Люди верили, что их жизнь полностью зависит от взаимодействия с духами. Стоит сказать, что сама природа духов была неоднородна. Одни из них относились к категории светлых или добрых духов (представители Верхнего мира). Другие – обладали амбивалентными свойствами (могли приносит как добро, так и зло), третьи – злые духи, приносящие человеку вред. На последней категории мы остановим свое внимание.
В традиционной картине мира хакасов заметное место занимают представления о духах, настроенных исключительно враждебно по отношению к людям. По представлениям хакасов, благополучие людей, их жизнь целиком зависела от различных духов. До сих пор хакасы сохраняют веру в то, что на духов можно воздействовать в нужном человеку направлении. Традиционно, эту функцию обычно выполняли шаманы, которые по существу, являлись профессиональными служителями культа и были наделены даром осуществлять связь между духами и людьми. Традиционному сознанию удалось связать воедино жизнь людей и сакральную силу духов. Традиционное миропонимание предполагало для каждой области жизнедеятельности человека определенных духов. Вера хакасов в вездесущность различных духов способствовала разработке модели поведения человека в различных ситуациях. Данное мироощущение четко определяло место человека в систематике всего живого.
Средний мир в традиционных представлениях хакасов, был населен не только духами природных явлений и объектов, но и всевозможными вредоносными для человека духами. По всей видимости, в традиционном сознании хакасов, не было четкой грани между обитателями Нижнего Мира и злыми духами Среднего мира. Они все несли опасность, вторгаясь в жизнь обитателей Среднего Мира. Как источник зла и несчастий, эти демонологические персонажи порой сливались в едином образе айна – причиняющего вред и болезни духа. Не совсем можно согласиться с М.А. Кастреном писавшем, что «айна – первоначально обозначали любых мелких духов. После укрепления шаманизма, который связывался с подземными духами, айна как основные помощники шаманов также стали считаться только подземными, злыми существами» [Кастрен М.А., 1999, С. 340]. Как показывают наши собственный полевой материал, термином айна хакасы обозначали всех злых духов, независимо от места их локализации.