История Экономика География и природа Культура Общая информация Достопримечательности


Традиционные представления хакасов о злых духах айна

20-07-2018

У хакасов, как и у других тюрок Сибири, запрещалось упоминать злых духов, рассказывать о них, так как они якобы могли откликнуться и причинить вред произнесшему запретное имя [Алексеев Н.А., 1984, С. 59]. Хакасские старики до сих пор говорят: «Ильхан-айна адаза – айна орiнче, Худай-абачах адазы – Худай орiнер» – «Когда называешь имя Ильхана-айна – радуется айна, когда произносишь слово Худай-Бог, то Худай радуется» [ПМА. Боргоякова Н.В.]. У хакасов существовал запрет на произношение слов, связанных с айна и вообще всего, имеющего негативную окраску. Данное правило приобрело этическую норму. «Людей нельзя оскорблять, называть по-плохому, потому что все сказанное может воплотиться в действительности. Никогда нельзя отвечать злом на зло. Даже если вас оскорбят, то не следует отвечать тем же. Можно дать такому человеку хлеба. Иначе это может отразиться на тебе или на твоих детях» [ПМА, Топоева Г.Н.]. Но все же в некоторых случаях, допускалось использование слова айна. Особенно часто это практиковалось для того, чтобы отвести беду и при различных приметах, так, например, «если, вдруг в ухе зазвенело, то необходимо сказать: «Айна полза – тас хап, кiзi полза чаг хап» – «Если черт – то мешок камней, если человек – то мешок сала» [ПМА, Бурнаков А.А.].

В редких случаях, хакасы использовали имена зловредных духов, для обозначения злых, бездушных людей. Так, например, «плохого человека называют Ильханом, который является горным существом, и приносит людям вред» [ПМА, Боргоякова А.Н.]. «Когда по дороге видели плохого, злого человека, то говорили: «Харамос килче» – «Харамос идет» [ПМА, Боргояков Н.Т.]. Мужчин, имеющих физический изъян и злых по характеру, называли «Чельбиген апчах» – «Старик Чельбиген» [ПМА, Боргоякова А.В.]. Когда человек спокойно сидит, а потом вдруг резко встает, и начинает кричать, то про такого человека говорят: «Ала Чаянга кiрген» – «Вошел в Ала-Чаян (пестрое нехорошее божество), русский аналог «Бес попутал» [ПМА, Юктешев А.Ф.].

У хакасов допускалось назидательное использование некоторых имен духов. Активно это практиковалось при воспитании детей. Наши информаторы говорили: «Раньше были черти, которых называли Мохайах. Они всегда ходили грязными. Сейчас, про неопрятного, грязного ребенка говорят: «Мохайах ла осхас пала». – «Ребенок, похожий на Мохайах», «Мохайах сырай» – «Лицо, как у Мохайах (т.е. грязное, страшное)». Этого ребенка отправляли умываться и приводить себя в порядок» [ПМА, Чертыкова Б.М.].


Другие статьи по теме:
 Приход письменности в горные моления
 Дух медведя
 Шаманский обряд
 Древний и молодой народ
 Хакасские украшения

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:


Новости:•  Для спасения Преображенского собора в Хакасии создан благотворительный фонд
Сегодня в правительстве республики первый заместитель председателя правительства Хакасии Александр Голышев провел очередное совещание, где обсуждался ход ремонта здания Спасо-Преображенского кафедрального собора.

•  Абаканские депутаты решат вопрос по "кремниевому" референдуму
В пятницу, 13 августа, состоится очередная сессия Абаканского горсовета, на которой депутаты будут решать (в числе прочих) вопрос о проведении референдума по поводу строительства в городе кремниевого завода.

•  Вошли в состав
Депутаты Верховного Совета Хакасии вошли в состав Республиканского Совета Развития при Председателе Правительства региона.

Rambler's Top100