Китайцы называют хакасов динь линь - журавлиными людьми. Говорят, раньше в Хакасско-Минусинской котловине обитало огромное количество птиц. Согласно поверью, одна из душ каждого человека после смерти обращается именно в птицу. Если скончавшийся был светлой личностью, то в красивую - лебедя или журавля. Если над ним довлели темные силы - в черную, например, в ворону. А души детей превращаются в ласточек.
- Когда я была маленькой, - рассказывает Валентина Тугужекова, директор Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, доктор исторических наук, - мы ездили в деревню к бабушке и видели, как она оберегает гнезда ласточек. Нам, детям, она всегда говорила - разорять эти гнезда, как-то вредить птицам нельзя ни в коем случае. А вообще, в отличие от славян, хакасы верят не в одну душу, а сразу в несколько. Считается, что одна из них живет в глазах - вот почему, посмотрев в глаза, сразу видишь - на месте ли у человека душа. Другая отвечает за слух, после смерти тела она живет еще три дня, пока не состоятся похороны. Через нее шаман может вступить с умершим в контакт, что-то ему передать. Считается, что сильный шаман может покойного даже оживить - если он умер внезапно и если "контактер" успел в эти три дня до него достучаться.
О шаманах ходят легенды, рассказывают, что они могут если не все (к примеру, о случаях излечения от наркомании или алкоголизма ничего не известно), то многое. Жители Таштыпского района, в частности, до сих пор вспоминают историю, которая произошла в 30-х годах прошлого века. Один из местных шаманов тогда был арестован, милиционеры повезли его в Абакан. А по дороге из любопытства решили проверить, на что он в самом деле способен. Сказали: сделай так, чтобы здесь появился медведь. Косолапый рядом действительно возник - и тут же исчез. Милиционеры призадумались и, дабы не тратить таинственные чары зря, попросили найти потерявшихся несколько дней назад лошадей. Шаман быстро и точно указал нужное место - и коней тут же обнаружили. Того шамана, согласно легенде, отпустили на все четыре стороны.
Других, впрочем, не щадили. И в советские времена, и раньше, в период христианизации коренного населения, шаманов преследовали, многие за свое упорство сиживали в тюрьмах. И все-таки извести шаманизм в Хакасии, зародившийся здесь 1,5 тысячи лет назад, не удалось. Хотя внутри этих верований, обычаев сегодня звучат и другие отголоски - от язычества, манихейства или огнепоклонничества, да и христианства. Не раз менялся, к примеру, обряд погребения. С приходом скифов или гуннов появилось бальзамирование, позже - сжигание.
Навещать покойных на кладбище можно только 3 года, не дольше. Беспокоить души умерших потом считается грешным, а уж вскрывать курганы, могильники - абсолютным кощунством. С точки зрения археологов, впрочем, это не аргумент, ради исторической правды могильники и вскрывались, и вскрываются. Около двухсот знаменитых каменных стел с человеческими и звериными ликами, разбросанных по всей хакасской степи, вывезены сегодня в музеи Москвы, Петербурга, Красноярска, Абакана и Минусинска. Понятно, что памятники древнего изобразительного искусства представляют интерес для ученых, по рисункам на них, изображениям животных, деталей одежды, украшений, - можно изучать обычаи и быт коренных народностей.